Если исполнитель нарушил сроки

Если исполнитель не выдержал обозначенный в договоре срок выполнения работы или если в ходе выполнения работы (оказания услуги) стало ясно, что ее выполнение не будет осуществлено в срок, потребитель может по своему выбору:

- назначить исполнителю новый срок выполнения работы (оказания услуги) и потребовать уменьшения цены за работу (услугу);

- выполнить работу самому или заказать ее кому-то еще и потребовать от исполнителя возмещения понесенных расходов;

- потребовать уменьшения цены;

- расторгнуть договор (т. е. потребителю должны быть возвращены уплаченные им деньги и его материал, а если работа выполнялась из материала фирмы, то материал и недоделанная вещь остаются в фирме, а деньги возвращаются потребителю) (ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»).

Обратите внимание: вы можете реализовать ваши права не только в случае, если исполнитель уже нарушил срок выполнения работ (оказания услуг), но и, так сказать, заранее. Другими словами, если вам обещали сделать золотое кольцо в течение месяца, чтобы как раз успеть ко дню рождения вашей жены, но уже половина срока прошла, а к работе еще не приступали, вы вправе воспользоваться любым из предложенных выше вариантов поведения.

Исполнитель обязан также выплатить потребителю неустойку за каждый день (или час, если срок определен в часах) просрочки. Неустойка - это некий штраф за невыполнение заказа вовремя. Сумма неустойки устанавливается обычно в процентах от стоимости работы (услуги). Например, по договору ателье обязуется выплатить 3% от стоимости заказа за каждый день просрочки выполнения заказа по сравнению со сроком, указанным в договоре.

Законом «О защите прав потребителей» неустойка установлена в размере 3%; при этом общая ее сумма не может превышать всей стоимости заказа ( п. 5 ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»).

Потребитель также имеет право на полное возмещение как материального ущерба, так и морального вреда, которые он понес в связи с невыполнением работы в срок.

Если работа выполнена некачественно

В случае, если вы обнаружили, что работа выполнена некачественно, то можете потребовать:

- безвозмездного устранения недостатков (например, если на новом платье плохо обметаны швы, то вам обязаны их обметать бесплатно);

- уменьшения цены услуги (к примеру, вы отдали телевизор в ремонт, чтобы вам отремонтировали переключение и отрегулировали цвета; цвета отрегулировали, а про переключатель забыли. Вы можете потребовать, чтобы вам вернули деньги, уплаченные за ремонт переключателя);

- безвозмездного изготовления другой вещи из аналогичного материала такого же качества или повторного выполнения работ (например, если при пошиве платья из вашего материала вам сшили нечто, вас совершенно не устраивающее, вы можете потребовать сшить новое платье из такого же материала. При этом вы обязаны вернуть исполнителю переданную вам ранее вещь);

- исправить недостатки самостоятельно или с помощью третьих лиц и потребовать у исполнителя возмещения расходов.

Если вы потребовали устранить недостатки и это не было сделано, то вы имеете право расторгнуть договор, т. е. потребовать, чтобы вам вернули деньги. Вы также имеете право на возмещение убытков, понесенных в связи с недостатками работы или услуги (ст. 28 Закона «О защите прав потребителей»).

Если исполнитель испортил вашу вещь

Если исполнитель потерял или испортил вашу вещь, он должен в трехдневный срок предоставить вам аналогичную вещь или заплатить ее двойную стоимость, а также компенсировать ваши расходы (ст. 35 Закона «О защите прав потребителей»).